ПОЛИТИКА НЕОКОЛОНИАЛИЗМА
По мнению иных апологетов неоколониализма, колонизаторы потому только согласились на захват чужих земель, что хотели покончить с работорговлей в Африке и приобщить угнетенные народы к европейской цивилизации путем распространения христианского образа жизни.
Бывший английский губернатор в Уганде Эндрю Коэн утверждал, в частности, что «в Западной и Восточной Африке экономические интересы европейских компаний и стран, несмотря на то что это имело определенное значение, не являлись главным мотивом и не стояли на первом плане; аргументы Марксистских историков не могут убедить меня в этом. Запрещение рабства, отказ от торговли рабами, миссионерская деятельность среди африканского народа — вот что было главным мотивом британского проникновения в Западную и Восточную Африку».
Некоторые буржуазные авторы поставили перед собой целью доказать, будто у Европы в то время не было иного пути решения стоявших перед ней проблем, кроме захвата чужих территорий. «Необходимо понять, — пишет Г. Радин, — что в XIX веке Европа столкнулась с важными проблемами, решение которых лежало за пределами Европы, далеко от ее границ, и что такого рода экономический интернационализм сделал для Европы больше, чем любой другой „изм"».
Та же идея оправдания колониализма содержится и в книге «Идея колониализма», подготовленной институтом внешней политики при Пенсильванском университете. «Колониальные державы, —\ говорится в этой книге, — сделали много хорошего для тех стран, которыми они управляли. Они принесли с собой юридический прогресс, начало индустриализации и современный транспорт»7. Авторы этой книги, среди которых такие известные своими реакционными взглядами профессора, как Р. Штраус-Хюпе, Г. Кон, С. Поссони, Ю. Пратт, Н. Пал-мер и др., поставили перед собой задачу обелить колониализм, доказать его прогрессивность в прошлом и необходимость в настоящее время. Последнюю мысль они «обосновывают» тем, что угнетенные народы в подавляющей своей части неграмотны и не готовы к самоуправлению, а поэтому не могут обойтись без управления
извне.
Авторы даже не пытаются скрыть истинный смысл своего «исследования». Они довольно откровенно признают: «Только очень наивные идеалисты могут предположить, что в наше время, время мирового кризиса, метрополии могут позволить себе уйти из своих колоний, не будучи уверенными в том, что их военная безопасность не понесет ущерба».
В книге предпринята попытка доказать, что в послевоенные годы произошла трансформация значения слова «колониализм» и тесно связанных с ним понятий «империя» и «империализм». Ее авторы полагают, что достаточно, чтобы та или иная колониальная страна провозгласила политическую независимость, как колониализм перестает существовать.
Стремлением оправдать политику Англии, направленную на раскол Индии, проникнута книга профессора Лондонского университета Хыо Тинкера. Он утверждает, что хотя истощенная войной Англия не могла больше поддерживать свою власть в Индии, однако провозглашение независимости этой страны все же было актом доброй воли со стороны англичан, а не результатом борьбы индийского народа, и что вина за раздел Индостана лежит исключительно на совести Индийского национального конгресса и Мусульманской лиги.