ПОЛИТИКА НЕОКОЛОНИАЛИЗМА
Автор не согласен с распространенной в настоящее время точкой зрения, согласно которой попытки вице-короля Индии Уэйвелла выработать соглашение с индийскими политическими партиями . относительно условий предоставления Индии независимости были настолько безуспешными, что лейбористское правительство в панике обратилось к лорду Маунтбеттону, сумевшему достичь половинчатого решения проблемы. В книге утверждается, что Маунтбеттон прибыл в Индию, не имея готового плана раздела страны, но, неоднократно встречаясь с лидерами обеих конфликтующих партий и окончательно убедившись, что иного выхода нет, он предложил свой план раздела, по которому Индия расчленялась на Хин-дустан и Пакистан.
X. Тинкер делает упор на то обстоятельство, что план раздела Индии, предложенный Маунтбеттоном, был вынесен на голосование в провинциальные законодательные собрания, которые сами приняли решение. В заключение Тинкер пишет, что, поскольку в настоящее время после индийско-пакистанского вооруженного конфликта снова получила распространение концепция, согласно которой Англия создала Пакистан, чтобы увековечить свою политику «разделяй и властвуй», он предпринял данное исследование, цель которого состоит в том, чтобы «доказать несостоятельность подобной концепции»9.
Идеологи неоколониализма обвиняют обычно критиков колониальной системы в том, что последние не хотят признать то объективно положительное и прогрессивное, что сделали колонизаторы в отсталых странах. Они утверждают, что колониализм, «вопреки теориям марксистов и прогрессивных либералов», не задержал якобы развития Африки и не является главной причиной ее отсталости. Более того, они пытаются доказать, что, хотя «эффективная оккупация Африки» европейскими державами длилась не более 60 лет, это был решающий период для африканского континента, во время которого будто бы намного ускорилось политическое развитие Африки 10.
Европейские державы действительно осуществляли некоторую созидательную деятельность в колониях: прокладывали шоссейные и железные дороги, сооружали порты, строили шахты, создавали предприятия по первичной обработке сырья, содействовали процессу урбанизации, приобщили местное население к атрибутам цивилизации. Одно из свойств империализма как раз в том и состоит, что он ускоряет развитие капитализма в самых отсталых странах, расширяя и обостряя борьбу против национального угнетения.
Однако концепция о так называемой «цивилизаторской миссии» Запада, согласно которой только с приходом колонизаторов начинается процесс социально-экономического развития стран Азии и Африки, не имеет с действительностью ничего общего. На протяжении ряда лет среди советских востоковедов обсуждался вопрос об уровне социально-экономического развития стран Азии до их порабощения колониальными державами. Материалы этой дискуссии еще раз убедительно опровергают тезис о «цивилизаторской» миссии Запада. Главный вывод, к которому пришли участники дискуссии, несмотря на наличие различных точек зрения по отдельным вопросам, сводился к тому, что проблема «отставания Востока» заключается не в субъективных факторах, а в неравномерности исторического развития, проявившегося, в частности, в том, что некоторые государства Европы вступили на капиталистический путь раньше, чем застрявшие на более ранних ступенях развития многие страны Востока. Преодоление исторически сложившегося относительного отставания стран Востока их собственными национальными силами было прервано колонизаторами и возобновилось лишь в наше время, после завоевания независимости, в иной внутренней и внешней обстановке.
Как отмечал французский историк Жан Шено, изучавший процесс становления вьетнамской нации, «французская эскадра, бросившая якорь перед Тураном 31 августа 1858 г., не выполнила во Вьетнаме никакой исторической миссии.