ПОЛИТИКА НЕОКОЛОНИАЛИЗМА

Автор не согласен с распространенной в настоящее время точкой зрения, согласно которой попытки вице-короля Индии Уэйвелла выработать соглашение с индий­скими политическими партиями . относительно условий предоставления Индии независимости были настолько безуспешными, что лейбористское правительство в пани­ке обратилось к лорду Маунтбеттону, сумевшему достичь половинчатого решения проблемы. В книге утверждает­ся, что Маунтбеттон прибыл в Индию, не имея готового плана раздела страны, но, неоднократно встречаясь с лидерами обеих конфликтующих партий и окончательно убедившись, что иного выхода нет, он предложил свой план раздела, по которому Индия расчленялась на Хин-дустан и Пакистан.

X. Тинкер делает упор на то обстоятельство, что план раздела Индии, предложенный Маунтбеттоном, был вы­несен на голосование в провинциальные законодательные собрания, которые сами приняли решение. В заключение Тинкер пишет, что, поскольку в настоящее время после индийско-пакистанского вооруженного конфликта снова получила распространение концепция, согласно которой Англия создала Пакистан, чтобы увековечить свою по­литику «разделяй и властвуй», он предпринял данное исследование, цель которого состоит в том, чтобы «дока­зать несостоятельность подобной концепции»9.

Идеологи неоколониализма обвиняют обычно крити­ков колониальной системы в том, что последние не хотят признать то объективно положительное и прогрессивное, что сделали колонизаторы в отсталых странах. Они ут­верждают, что колониализм, «вопреки теориям марксис­тов и прогрессивных либералов», не задержал якобы развития Африки и не является главной причиной ее от­сталости. Более того, они пытаются доказать, что, хотя «эффективная оккупация Африки» европейскими держа­вами длилась не более 60 лет, это был решающий пе­риод для африканского континента, во время которого будто бы намного ускорилось политическое развитие Африки 10.

Европейские державы действительно осуществляли некоторую созидательную деятельность в колониях: про­кладывали шоссейные и железные дороги, сооружали порты, строили шахты, создавали предприятия по пер­вичной обработке сырья, содействовали процессу урба­низации, приобщили местное население к атрибутам ци­вилизации. Одно из свойств империализма как раз в том и состоит, что он ускоряет развитие капитализма в самых отсталых странах, расширяя и обостряя борьбу против национального угнетения.

Однако концепция о так называемой «цивилизатор­ской миссии» Запада, согласно которой только с прихо­дом колонизаторов начинается процесс социально-эконо­мического развития стран Азии и Африки, не имеет с действительностью ничего общего. На протяжении ряда лет среди советских востоковедов обсуждался вопрос об уровне социально-экономического развития стран Азии до их порабощения колониальными державами. Матери­алы этой дискуссии еще раз убедительно опровергают тезис о «цивилизаторской» миссии Запада. Главный вы­вод, к которому пришли участники дискуссии, несмотря на наличие различных точек зрения по отдельным вопро­сам, сводился к тому, что проблема «отставания Восто­ка» заключается не в субъективных факторах, а в нерав­номерности исторического развития, проявившегося, в частности, в том, что некоторые государства Европы вступили на капиталистический путь раньше, чем за­стрявшие на более ранних ступенях развития многие страны Востока. Преодоление исторически сложившего­ся относительного отставания стран Востока их собст­венными национальными силами было прервано коло­низаторами и возобновилось лишь в наше время, после завоевания независимости, в иной внутренней и внеш­ней обстановке.

Как отмечал французский историк Жан Шено, изу­чавший процесс становления вьетнамской нации, «фран­цузская эскадра, бросившая якорь перед Тураном 31 ав­густа 1858 г., не выполнила во Вьетнаме никакой истори­ческой миссии.

Оглавление