ПОЛИТИКА НЕОКОЛОНИАЛИЗМА
Новейшие
неоколониалистские
концепции
В век научно-технической революции и огромных социальных сдвигов нелегко открыто защищать колониализм, вступивший в вопиющее противоречие с временем. Империалисты не могут не считаться с мнением мировой общественности, настоятельно требующей полного упразднения колониального режима во всех его видах и проявлениях и предоставления возможности народам самим определять свою судьбу. Идеологи монополистической буржуазии идут на всевозможные уловки, выдвигают различные теории и концепции, призванные оправдать колониализм и тем самым сбить накал борьбы против современного неоколониализма, во многом напоминающего своего исторического предшественника.
В современной буржуазной литературе довольно четко прослеживаются два взаимосвязанных между собой положения, на которых строят свои концепции идеологи неоколониализма. Во-первых, заявляют, что исторически колониализм был неизбежен и западные державы сыграли важную цивилизаторскую роль в экономическом и социальном развитии народов колониальных и зависимых стран; во-вторых, говорят, что колониализм исчез и одновременно с ним исчез империализм, на смену которым пришли равноправные отношения между империалистическими державами и развивающимися государствами.
В книгах и статьях буржуазных авторов скрупулезно подсчитывается все позитивное, с их точки зрения, что сделали колонизаторы во время хозяйничанья в колониях. «Когда английские чиновники и миссионеры, — пишет, например, Бредли, — прибыли в Африку, они почти всюду, за исключением района, расположенного вдоль побережья Западной Африки, начали создавать цивилизацию в экономическом и социальном вакууме». Однако автор вынужден признать, что «если мы сравним сегодня уровень жизни в США или в Западной Европе с уровнем жизни в Центральной Африке, то обнаружим, конечно, бедность и необразованность африканцев»'. Оправдывая такое положение, он предлагает сравнивать социально-экономическое положение африканских стран не с нынешним уровнем высокоразвитых капиталистических государств, экономический подъем которых осуществлялся в известной мере за счет ограбления колоний, а с тем, каким оно было 60 лет назад.
Откровенная апологетика колониализма содержится в книгах английского экономиста Д. Хэпгуда, считающего, что «открытие европейцами Африки для торговли и контактов с остальным миром принесло больше пользы, чем вреда, этому континенту. Многие африканцы не согласны с этой точкой зрения и видят все свои несчастья в колониализме... Но никто не знает, что было бы, если бы европейцы не пришли в Африку»2. По его мнению, африканские колонии будто бы никогда не были особенно выгодными или очень важными по крайней мере для Англии и Франции. Более того, он заявляет, что «в экономическом смысле большая часть Африки сейчас менее независима, чем до завоевания политической независимости», и что «эта зависимость в большинстве случаев возросла после получения формальной независимости».
В своем стремлении во что бы то ни стало оправдать колониализм некоторые авторы, вроде бывшего посла США в Замбии Р. Гуда, договариваются даже до того, что Новые национальные государства, освобождающиеся от колониальной зависимости, «обязаны своим существованием колониализму».