ПОЛИТИКА НЕОКОЛОНИАЛИЗМА

Новейшие

неоколониалистские

концепции

В век научно-технической революции и огромных соци­альных сдвигов нелегко открыто защищать колониализм, вступивший в вопиющее противоречие с временем. Им­периалисты не могут не считаться с мнением мировой общественности, настоятельно требующей полного уп­разднения колониального режима во всех его видах и проявлениях и предоставления возможности народам са­мим определять свою судьбу. Идеологи монополистиче­ской буржуазии идут на всевозможные уловки, выдвига­ют различные теории и концепции, призванные оправ­дать колониализм и тем самым сбить накал борьбы про­тив современного неоколониализма, во многом напоми­нающего своего исторического предшественника.

В современной буржуазной литературе довольно чет­ко прослеживаются два взаимосвязанных между собой положения, на которых строят свои концепции идеологи неоколониализма. Во-первых, заявляют, что исторически колониализм был неизбежен и западные державы сыг­рали важную цивилизаторскую роль в экономическом и социальном развитии народов колониальных и зависи­мых стран; во-вторых, говорят, что колониализм исчез и одновременно с ним исчез империализм, на смену ко­торым пришли равноправные отношения между импе­риалистическими державами и развивающимися госу­дарствами.

В книгах и статьях буржуазных авторов скрупулезно подсчитывается все позитивное, с их точки зрения, что сделали колонизаторы во время хозяйничанья в колони­ях. «Когда английские чиновники и миссионеры, — пишет, например, Бредли, — прибыли в Африку, они почти всюду, за исключением района, расположенного вдоль побережья Западной Африки, начали создавать цивили­зацию в экономическом и социальном вакууме». Однако автор вынужден признать, что «если мы сравним сегодня уровень жизни в США или в Западной Европе с уровнем жизни в Центральной Африке, то обнаружим, конечно, бедность и необразованность африканцев»'. Оправдывая такое положение, он предлагает сравнивать социально-экономическое положение африканских стран не с ны­нешним уровнем высокоразвитых капиталистических го­сударств, экономический подъем которых осуществлялся в известной мере за счет ограбления колоний, а с тем, ка­ким оно было 60 лет назад.

Откровенная апологетика колониализма содержится в книгах английского экономиста Д. Хэпгуда, считающе­го, что «открытие европейцами Африки для торговли и контактов с остальным миром принесло больше пользы, чем вреда, этому континенту. Многие африканцы не сог­ласны с этой точкой зрения и видят все свои несчастья в колониализме... Но никто не знает, что было бы, если бы европейцы не пришли в Африку»2. По его мнению, африканские колонии будто бы никогда не были особен­но выгодными или очень важными по крайней мере для Англии и Франции. Более того, он заявляет, что «в эко­номическом смысле большая часть Африки сейчас менее независима, чем до завоевания политической незави­симости», и что «эта зависимость в большинстве слу­чаев возросла после получения формальной независи­мости».

В своем стремлении во что бы то ни стало оправдать колониализм некоторые авторы, вроде бывшего посла США в Замбии Р. Гуда, договариваются даже до того, что Новые национальные государства, освобождающиеся от колониальной зависимости, «обязаны своим сущест­вованием колониализму».

Оглавление