ПОЛИТИКА НЕОКОЛОНИАЛИЗМА

листы вынуждены учитывать стремление освободивших­ся стран развивать свои производительные силы, созда­вать отрасли не только легкой, но и тяжелой промыш­ленности, а также считаться с планами экономического развития этих стран. Это обстоятельство привело к тому, что, несмотря на преобладание классических колониаль­ных сфер приложения капитала, в экспорте империали­стических монополий все сильнее сказывается новая тенденция: инвенстирование в обрабатывающую индуст­рию, причем не только легкую, но и тяжелую.

В этом отношении особенно большую активность на­ряду с США проявляют монополии ФРГ, Японии и Ита­лии, которые стремятся извлечь выгоду из привязанно­сти монополий «старых» колониальных держав к старым отраслям и формам инвестиций в освободившихся стра­нах. Западная Германия и Япония, используя тот факт, что их экономика в послевоенное время развивалась более быстрыми темпами, чем экономика других капита­листических стран, пытаются убедить освободившиеся страны, что они могут решить стоящие перед ними про­блемы только на путях капитализма. Однако за фасадом этих широковещательных заявлений проглядывает все та же колониальная сущность политики империалистиче­ских держав в Азии и. Африке.

 За многие десятилетия хозяйничанья империализма в странах Азии и Африки образовались различные формы зависимости последних от международного финансового капитала. Иностранный капитал установил в ряде стран свое господство либо непосредственно над производством в виде концессий (нефтяные концессии, плантации чая и каучука и т. д.) и промышленных предприятий под полным или частичным контролем, либо косвенным пу­тем через господство в кредитно-финансовой системе "и во внешней торговле. Империалисты тщательно скрыва­ют действительные размеры ограбления бывших колоний. По подсчетам советских экономистов, общая ежегодная «дань», взимаемая империализмом с развивающихся

стран от неэквивалентного обмена и прибылей на вло­женный капитал, составляет 20 млрд. долл., что рав­няется приблизительно 7б их валового национального, продукта 35.

В развивающихся странах ввиду нехватки капиталов существует сильная тяга к привлечению иностранного капитала. Правильно ли поступают те из них, которые отказываются от услуг монополистического капитала? На этот вопрос нельзя дать односложный ответ. Тем более, что в самих развивающихся странах нет единого подхода к этому вопросу. Если одни из них, поощряя иностранные инвестиции, в то же время не допускают ущемления национальных интересов своей страны и за­ботятся о максимальном использовании внутренних ис­точников накопления, то для других, иностранный капи­тал служит чуть ли не единственным средством решения внутренних экономических проблем.

Иногда развивающиеся страны ограничивают участие иностранного капитала в создании национальной эконо­мики определенными условиями. В частности, предусмат­ривается, чтобы иностранные монополии вкладывали капитал в создание новых отраслей промышленности (особенно обрабатывающей); новые предприятия реко­мендуется строить с участием национального частного или государственного капитала; предполагается также, что новые предприятия будут специализироваться на производстве таких видов продукции, которые в буду­щем приведут к замене ныне импортируемых изделий продукцией отечественного производства; иностранные предприниматели обязуются подготовить административ­ные и технические кадры из местного населения и т. д.

Эти и другие меры, ограничивающие сферу деятель­ности иностранного капитала, позволяют использовать его для развития производительных сил молодых нацио­нальных государств. Поэтому было бы неразумным иг­норировать эту возможность.

Оглавление