ПОЛИТИКА НЕОКОЛОНИАЛИЗМА
листы вынуждены учитывать стремление освободившихся стран развивать свои производительные силы, создавать отрасли не только легкой, но и тяжелой промышленности, а также считаться с планами экономического развития этих стран. Это обстоятельство привело к тому, что, несмотря на преобладание классических колониальных сфер приложения капитала, в экспорте империалистических монополий все сильнее сказывается новая тенденция: инвенстирование в обрабатывающую индустрию, причем не только легкую, но и тяжелую.
В этом отношении особенно большую активность наряду с США проявляют монополии ФРГ, Японии и Италии, которые стремятся извлечь выгоду из привязанности монополий «старых» колониальных держав к старым отраслям и формам инвестиций в освободившихся странах. Западная Германия и Япония, используя тот факт, что их экономика в послевоенное время развивалась более быстрыми темпами, чем экономика других капиталистических стран, пытаются убедить освободившиеся страны, что они могут решить стоящие перед ними проблемы только на путях капитализма. Однако за фасадом этих широковещательных заявлений проглядывает все та же колониальная сущность политики империалистических держав в Азии и. Африке.
За многие десятилетия хозяйничанья империализма в странах Азии и Африки образовались различные формы зависимости последних от международного финансового капитала. Иностранный капитал установил в ряде стран свое господство либо непосредственно над производством в виде концессий (нефтяные концессии, плантации чая и каучука и т. д.) и промышленных предприятий под полным или частичным контролем, либо косвенным путем через господство в кредитно-финансовой системе "и во внешней торговле. Империалисты тщательно скрывают действительные размеры ограбления бывших колоний. По подсчетам советских экономистов, общая ежегодная «дань», взимаемая империализмом с развивающихся
стран от неэквивалентного обмена и прибылей на вложенный капитал, составляет 20 млрд. долл., что равняется приблизительно 7б их валового национального, продукта 35.
В развивающихся странах ввиду нехватки капиталов существует сильная тяга к привлечению иностранного капитала. Правильно ли поступают те из них, которые отказываются от услуг монополистического капитала? На этот вопрос нельзя дать односложный ответ. Тем более, что в самих развивающихся странах нет единого подхода к этому вопросу. Если одни из них, поощряя иностранные инвестиции, в то же время не допускают ущемления национальных интересов своей страны и заботятся о максимальном использовании внутренних источников накопления, то для других, иностранный капитал служит чуть ли не единственным средством решения внутренних экономических проблем.
Иногда развивающиеся страны ограничивают участие иностранного капитала в создании национальной экономики определенными условиями. В частности, предусматривается, чтобы иностранные монополии вкладывали капитал в создание новых отраслей промышленности (особенно обрабатывающей); новые предприятия рекомендуется строить с участием национального частного или государственного капитала; предполагается также, что новые предприятия будут специализироваться на производстве таких видов продукции, которые в будущем приведут к замене ныне импортируемых изделий продукцией отечественного производства; иностранные предприниматели обязуются подготовить административные и технические кадры из местного населения и т. д.
Эти и другие меры, ограничивающие сферу деятельности иностранного капитала, позволяют использовать его для развития производительных сил молодых национальных государств. Поэтому было бы неразумным игнорировать эту возможность.