СВОЕОБРАЗИЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

На II конгрессе Коминтерна в 1920 году в докладе комиссии по нацио­нальному и колониальному вопросам В. И. Ленин сле­дующим образом поставил эту проблему: «Можем ли мы признать правильным утверждение, что капиталисти­ческая стадия развития народного хозяйства неизбежна для тех отсталых народов, которые теперь освобожда­ются и в среде которых теперь, после войны, замечается движение по пути прогресса. Мы ответили на этот воп­рос отрицательно»6.

Термин «некапиталистический путь» часто встречает­ся в документах Коминтерна. На VI конгрессе Комин­терна обсуждался вопрос о революционном движении в колониальных и полуколониальных странах. В докладе О. В. Куусинена, в частности, говорилось о необходимо­сти глубокой разработки оставленной В, И. Лениным весьма важной теоретической задачи: «Дать теоретиче­ское обоснование возможности некапиталистического развития (подчеркнуто мной. — А. И.) отсталых стран. В предлагаемом проекте тезисов этого важного теоре­тического обоснования не дано и даже не сделано к это­му попыток. Мы не имели возможности достаточно изу­чить вопрос».

В ходе дискуссии по этому вопросу высказывались различные точки зрения. Одни полагали, что некапита­листическое развитие возможно лишь для стран, где нет туземной буржуазии, а также для стран, в которых есть импортированный капитализм, но нет буржуазного строя. Другие допускали, что и для колониальных стран типа Индии и Китая, которые переживали буржуазно-демо­кратический этап революции, такую возможность нель­зя полностью исключать.

В тезисах о революционном движении в колониаль­ных и полуколониальных странах, одобренных VI кон­грессом, отмечалось, что «союз с Союзом Советских Со­циалистических Республик и революционным пролета­риатом империалистических стран создает для народных масс Китая, Индии и всех остальных колониальных и полуколониальных стран возможность самостоятельного, свободного экономического и культурного развития, ми­нуя стадию господства капиталистического строя или даже развития капиталистических отношений вообще»8. Эта теория разрабатывалась применительно ко всем колониальным и полуколониальным странам, которые в Программе Коминтерна подразделялись на две большие группы: страны «с известными зачатками, а иногда и со значительным развитием индустрии, недостаточным, од­нако, в большинстве случаев для самостоятельного со­циалистического строительства», и еще более отсталые страны, где «почти нет или вовсе нет наемных рабочих, где большинство населения живет в условиях племенно­го быта и где сохранились еще остатки первобытно-ро­довых форм»9.

Развивая и конкретизируя эти идеи, Исполком Ко­минтерна в одной из своих резолюций, предостерегая от легковесного представления, будто некапиталистическое развитие проявляется в том, что «сразу же из всех пор общественных отношений будет вытесняться капита­лизм», отмечал, что «органы революционно-демократи­ческой диктатуры, используя завоевание экономической позиции, будут постепенно (подчеркнуто мной. — Л. И.) создавать предпосылки и преимущества для по­следовательного развития некапиталистических (социа­листических) форм производства».

Теоретические выводы Коминтерна основывались на обобщении первого опыта некапиталистического разви­тия народов отдельных окраин царской России, а также Монгольской Народной Республики. Марксистская тео­рия социального прогресса отсталых стран логично вы­текает из ленинского понимания мирового революцион­ного процесса как союза трех основных революционных сил: мирового социализма,

Оглавление