Роль государства в переходный период
в вытеснении иностранного монополистического капитала из национальной экономики, в расширении и укреплении государственного сектора, в значительном улучшении жизненного уровня народа.
Если союз всех революционно-демократических и национально-патриотических сил есть политическая основа национально-демократического государства, то государственный сектор — это его экономическая база. Только с помощью государственного сектора, основанного на более высокой и прогрессивной, чем частная, форме собственности, оно в состоянии активно противостоять иностранному капиталу, успешно осуществлять строительство собственной экономики, привлекать представителей трудящихся к участию в управлении национальной промышленностью. Существование государственного сектора при определенных условиях может стать материальной предпосылкой перехода освободившихся стран на некапиталистический путь развития, ведущий к социализму.
В области политической основные задачи национально-демократического государства сводятся к широкой демократизации государственного и общественного строя, к осуществлению самостоятельной миролюбивой внешней политики.
На внутреннюю и внешнюю политику государств, добившихся политической независимости, налагают свой отпечаток различные социально-экономические и политические факторы: разный уровень развития промышленности, меньшая или большая экономическая зависимость от иностранного капитала, различная степень феодальных пережитков, неодинаковый уровень сознательности и политической зрелости трудящихся, различный размах и глубина национально-освободительной борьбы и т. д.
Если одни страны проводят самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, то другие, хотя формально и получили независимость, фактически остаются в зависимости от империализма и играют подчиненную роль в его агрессивной политике. Правительства таких стран, охраняя интересы наиболее реакционной верхушки буржуазии и отчасти феодально-помещичьих кругов, проводят проимпериалистическую политику, противоречащую национальным чаяниям народа, лишают трудящихся элементарных политических свобод. Естественно, что для образования передового национально-демократического государства более благоприятные условия складываются в первой группе стран.
В некоторых молодых национальных государствах, где у власти находятся прогрессивные национально-демократические силы, народные массы имеют политические права, а в ряде случаев представители трудящихся допускаются к участию в управлении государством.
Однако там, где политическая власть находится в руках крупной буржуазии и помещиков, осуществляется антидемократическая политика, ослабляющая единство страны. Реакционная часть национальной буржуазии пытается насильственно отстранить прогрессивных деятелей от участия в государственном строительстве и подавить народную борьбу против диктаторских режимов. Создание диктаторских режимов и деспотических методов правления, опирающихся на штыки империалистов и на их финансовую поддержку, есть проявление не силы, а слабости буржуазии.
Государство сильно тогда, когда в определении его политики участвуют широкие народные массы. Такую возможность открывает национально-демократическое