Роль государства в переходный период

в вытеснении иностранного мо­нополистического капитала из национальной экономики, в расширении и укреплении государственного сектора, в значительном улучшении жизненного уровня народа.

Если союз всех революционно-демократических и на­ционально-патриотических сил есть политическая основа национально-демократического государства, то государ­ственный сектор — это его экономическая база. Только с помощью государственного сектора, основанного на бо­лее высокой и прогрессивной, чем частная, форме собст­венности, оно в состоянии активно противостоять иност­ранному капиталу, успешно осуществлять строительство собственной экономики, привлекать представителей тру­дящихся к участию в управлении национальной про­мышленностью. Существование государственного секто­ра при определенных условиях может стать материаль­ной предпосылкой перехода освободившихся стран на некапиталистический путь развития, ведущий к социа­лизму.

В области политической основные задачи националь­но-демократического государства сводятся к широкой демократизации государственного и общественного строя, к осуществлению самостоятельной миролюбивой внешней политики.

На внутреннюю и внешнюю политику государств, до­бившихся политической независимости, налагают свой отпечаток различные социально-экономические и поли­тические факторы: разный уровень развития промышлен­ности, меньшая или большая экономическая зависимость от иностранного капитала, различная степень феодаль­ных пережитков, неодинаковый уровень сознательности и политической зрелости трудящихся, различный размах и глубина национально-освободительной борьбы и т. д.

Если одни страны проводят самостоятельную внеш­нюю и внутреннюю политику, то другие, хотя формально и получили независимость, фактически остаются в зави­симости от империализма и играют подчиненную роль в его агрессивной политике. Правительства таких стран, охраняя интересы наиболее реакционной верхушки бур­жуазии и отчасти феодально-помещичьих кругов, прово­дят проимпериалистическую политику, противоречащую национальным чаяниям народа, лишают трудящихся элементарных политических свобод. Естественно, что для образования передового национально-демократического государства более благоприятные условия складывают­ся в первой группе стран.

В некоторых молодых национальных государствах, где у власти находятся прогрессивные национально-де­мократические силы, народные массы имеют политиче­ские права, а в ряде случаев представители трудящихся допускаются к участию в управлении государством.

Однако там, где политическая власть находится в ру­ках крупной буржуазии и помещиков, осуществляется антидемократическая политика, ослабляющая единство страны. Реакционная часть национальной буржуазии пытается насильственно отстранить прогрессивных дея­телей от участия в государственном строительстве и по­давить народную борьбу против диктаторских режимов. Создание диктаторских режимов и деспотических мето­дов правления, опирающихся на штыки империалистов и на их финансовую поддержку, есть проявление не силы, а слабости буржуазии.

Государство сильно тогда, когда в определении его политики участвуют широкие народные массы. Такую возможность открывает национально-демократическое

Оглавление