Роль государства в переходный период
исключено, что некоторые из этих стран найдут приемлемую форму политического объединения всех национальных сил в их совместном строительстве нового общества. Как известно, В. И. Ленин допускал возможность «капиталистов мирно подчиниться и культурно, организованно перейти к социализму на условии выкупа».
Тот факт, что русская буржуазия отказалась от конструктивного сотрудничества с трудящимися классами в период перехода к социализму, не значит, что в других странах при ином стечении обстоятельств невозможно лояльное поведение буржуазных элементов. Хотя, разумеется, нельзя исключать и возможность того, что местная буржуазия, окрепнув экономически, может попытаться с помощью государства установить свое политическое господство над другими классами и социальными группами и повести страну по пути капиталистического развития. Вот почему борьба за национально-демократическое государство, за превращение его в орудие некапиталистического развития, которая ведется как в самом государственном аппарате, так и вне его, отражает в каждый данный момент соотношение классовых сил и остроту классовой борьбы.
Повышение роли государства вызвано еще и тем, что для утверждения новых отношений в отставших в социально-экономическом отношении странах вопросы экономики приобретают исключительно важное значение. При малочисленности и слабости национальной буржуазии, по существу, лишь государство в состоянии обеспечить более быстрый экономический прогресс, организовать производство, отвечающее современному научно-техническому уровню.
Вопрос об отношении к национально-демократическому государству приобретает для освободившихся стран особую актуальность в связи с расширением его вмешательства во все сферы общественно-политической и экономической жизни. Во многих странах усилилось непосредственное вмешательство государства в производство. Вопросы экономики и политики тесно переплелись между собой, оказывая взаимное влияние друг на друга. Подтверждением этого может служить создание быстрыми темпами государственного сектора, который занимает все больший удельный вес в экономике, образование различных институтов, ведающих вопросами политического, идеологического и культурного развития и т. д.
Создание новых форм государственного устройства в различных странах протекает по-разному и зависит от многих исторических и социальных условий, а также от национальных и демократических традиций той или иной страны. Но главным является вопрос об усилении влияния прогрессивных сил, изменений социально-классовэй основы государства, расширении демократии и завоевании революционно-демократическими силами важных позиций внутри государства.
При определенных условиях эти силы могут добиться перерастания передовых национально-демократических государств, сложившихся в ходе победоносных национально-освободительных революций, в государства социалистического типа. Борьба за превращение национально-демократического государства в орудие революционных сил, выступающих за глубокие социально-экономические преобразования, открывает перед национально-освободительными революциями перспективу мирного перехода к социализму.
Прогрессивные силы в развивающихся странах все яснее осознают необходимость создания такого государства, которое на деле обеспечило бы проведение радикальных социальных преобразований. В области экономической они видят основные задачи национально-демократического государства в ликвидации колониально-феодального наследия, в решении аграрного вопроса в интересах крестьянства,