Роль государства в переходный период

исключено, что некоторые из этих стран найдут прием­лемую форму политического объединения всех нацио­нальных сил в их совместном строительстве нового об­щества. Как известно, В. И. Ленин допускал возмож­ность «капиталистов мирно подчиниться и культурно, организованно перейти к социализму на условии вы­купа».

Тот факт, что русская буржуазия отказалась от кон­структивного сотрудничества с трудящимися классами в период перехода к социализму, не значит, что в других странах при ином стечении обстоятельств невозможно лояльное поведение буржуазных элементов. Хотя, разу­меется, нельзя исключать и возможность того, что мест­ная буржуазия, окрепнув экономически, может попытать­ся с помощью государства установить свое политическое господство над другими классами и социальными груп­пами и повести страну по пути капиталистического раз­вития. Вот почему борьба за национально-демократиче­ское государство, за превращение его в орудие некапи­талистического развития, которая ведется как в самом государственном аппарате, так и вне его, отражает в каждый данный момент соотношение классовых сил и остроту классовой борьбы.

Повышение роли государства вызвано еще и тем, что для утверждения новых отношений в отставших в соци­ально-экономическом отношении странах вопросы эконо­мики приобретают исключительно важное значение. При малочисленности и слабости национальной буржуазии, по существу, лишь государство в состоянии обеспечить более быстрый экономический прогресс, организовать производство, отвечающее современному научно-техниче­скому уровню.

Вопрос об отношении к национально-демократическо­му государству приобретает для освободившихся стран особую актуальность в связи с расширением его вмеша­тельства во все сферы общественно-политической и эко­номической жизни. Во многих странах усилилось непо­средственное вмешательство государства в производство. Вопросы экономики и политики тесно переплелись меж­ду собой, оказывая взаимное влияние друг на друга. Подтверждением этого может служить создание быстры­ми темпами государственного сектора, который занимает все больший удельный вес в экономике, образование различных институтов, ведающих вопросами политиче­ского, идеологического и культурного развития и т. д.

Создание новых форм государственного устройства в различных странах протекает по-разному и зависит от многих исторических и социальных условий, а также от национальных и демократических традиций той или иной страны. Но главным является вопрос об усилении влияния прогрессивных сил, изменений социально-классовэй основы государства, расширении демократии и завоева­нии революционно-демократическими силами важных позиций внутри государства.

При определенных условиях эти силы могут добиться перерастания передовых национально-демократических государств, сложившихся в ходе победоносных нацио­нально-освободительных революций, в государства со­циалистического типа. Борьба за превращение нацио­нально-демократического государства в орудие револю­ционных сил, выступающих за глубокие социально-экономические преобразования, открывает перед нацио­нально-освободительными революциями перспективу мирного перехода к социализму.

Прогрессивные силы в развивающихся странах все яснее осознают необходимость создания такого государ­ства, которое на деле обеспечило бы проведение ради­кальных социальных преобразований. В области эконо­мической они видят основные задачи национально-демо­кратического государства в ликвидации колониально-феодального наследия, в решении аграрного вопроса в интересах крестьянства,

Оглавление