Роль государства в переходный период

жизни

Демократизация общественной жизни — одна из ак­туальнейших проблем развивающегося мира. Сегодня много говорят и пишут об этом как в самих освободив­шихся странах, так и за их пределами.

К сожалению, иногда решение этого сложного вопро­са сводят к простому противопоставлению однопартий­ной и многопартийной системы правления, заслоняя тем самым широкую постановку проблемы с учетом всех ее аспектов.  Сторонники так называемой парламентской демокра­тии западноевропейского образца критикуют руководи­телей тех развивающихся стран, которые ввели или вво­дят у себя однопартийную систему правления, видя в этом, попрание демократических свобод. В Бирме с по­добного рода нападками на революционное правитель­ство выступали Антифашистская лига народной свобо­ды, основное ядро которой составляли правые социали­сты, а также реакционная группировка бывшей правя­щей Союзной партии. Выражая интересы буржуазии, они требовали восстановления «парламентской демократии», заявляя при этом, будто существует «опасность того, что не только демократия, но и религия и справед­ливость исчезнут в результате утверждения однопартий­ной системы».

В документах Революционного совета справедливо подчеркивается, что в условиях Бирмы возвращение к «парламентской демократии» означало бы шаг назад. Длительное пребывание АФЛНС и Союзной партии у власти показало многим (в том числе и некоторым ру­ководителям Революционного совета, которые тоже ве­рили в возможность перехода к социализму через посте­пенные этапы «парламентской демократии»), что так называемая «парламентская демократия» в этой стране служила на деле интересам не большинства народа, а узкоклассовым целям национальной буржуазии. Револю­ционный совет заявляет, что необходимо развивать «та­кую форму демократии, которая обеспечит социалисти­ческое развитие».

«Внеклассовой» или «надклассовой» демократии ни­где не существует и никогда не существовало. Она всег­да выражала и выражает интересы определенных клас­сов. Поэтому наличие однопартийной или многопартий­ной системы не может служить критерием степени раз­вития демократии в той или иной стране. Весь вопрос в том, каков характер правящей партии, чьи интересы она выражает. Прав Секу Туре, говоря, что подлинная и полная демократия возможна лишь в том случае, ес­ли она основана исключительно на защите интересов на­рода. «Это единственная форма демократии, — пишет он, — которую мы признаем, единственное толкование, которое мы даем слову „демократия"».

В странах Тропической Африки, где классовая диф­ференциация не обозначилась достаточно четко, естест­венно возникновение общенациональных политических партий, образуемых, как правило, на базе массовых дви­жений, объединенных единой антиимпериалистической и антиколониальной целью. Президент Танзании Ньерере писал по этому поводу: «Новые государства на африкан­ском континенте возникли сегодня как результат их борьбы за независимость. Эта борьба за свободу от ино­странного господства является патриотической борьбой, которая, естественно, не дает никакой почвы для воз­никновения разногласий. Она объединяет все элементы в стране таким образом, что не только в Африке, но и в любой другой части мира, которая стоит перед тем же выбором, во главе этих стран находится скорее нацио­налистическое движение, чем политическая партия или партии. Такое националистическое движение, объединя­ющее народ и приведшее его к независимости, неизбежно должно сформировать правительство нового государства. Трудно ожидать, чтобы объединенное государство добро­вольно разделилось на оппозиционные политические группы ради того только, чтобы соответствовать тому, что я называю «англосаксонской формой демократии».

Оглавление