революционно-демократические партии

народничества Сунь Ят-сена, его прогрессивной, боевой, революционной програм­мы буржуазно-демократических аграрных преобразова­ний и его якобы социалистической теории» состояла в том, что он проводил «чисто капиталистическую, макси­мально-капиталистическую аграрную программу».

Поскольку речь шла о «революционной буржуазной демократии», постольку совершенно обоснован и поня­тен взгляд В. И. Ленина на перспективы развития ки­тайской революции: по мере того как «будет расти в Ки­тае число Шанхаев, будет расти и китайский пролета­риат. Он образует, вероятно, ту или иную китайскую социал-демократическую рабочую партию, которая, кри­тикуя мелкобуржуазные утопии и реакционные взгляды Сунь Ят-сена, будет, наверное, заботливо выделять, ох­ранять и развивать революционно-демократическое ядро его политической и аграрной программы».

Таким образом, если нынешних революционных демо­кратов стран Азии и Африки сравнивать с китайскими демократами, то было бы логично их политику оценивать как буржуазную или мелкобуржуазную. Однако такой вывод не делается, поскольку за современной революци­онной демократией признается возможность осуществ­лять программу, «революционную по-новому, ведущую не к капитализму, а в сторону социализма». Если это так, то данная историческая аналогия вряд ли оправдана. Истории известно и такое явление, как русская рево­люционная демократия в лице ее выдающихся предста­вителей Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролю­бова. Может быть, нынешние революционные демократы Востока по своим убеждениям стоят ближе к ним, чем к Сунь Ят-сену? Однако и такое сравнение очень риско­ванно, поскольку эти два явления отделены друг от дру­га почти столетием, в течение которого коренным обра­зом изменился сам характер эпохи, что решающим об­разом отразилось на всех общественных процессах и социальных явлениях.

В чем же состоит главный критерий, из которого сле­дует исходить при оценке современной революционной демократии? Конечно, при формальном подходе к ана­лизу этого явления легко обнаруживается много общих черт с их предшественниками. В самом деле, и у русских революционных демократов, и у Сунь Ят-сена, и у совре­менных революционных демократов как будто единая социальная база — крестьянство. Все они — выразители революционного демократизма крестьянских масс. Все они выступают против капитализма. Но это — кажуще­еся, чисто внешнее сходство, которое не отражает суще­ства явления.

При оценке революционной демократии необходимо, на наш взгляд, прежде всего учитывать ее взаимоотно­шение с научным социализмом. Если исходить из этого критерия, то окажется, что различия между русской ре­волюционной демократией, китайской демократией, пред­ставленной Сунь Ят-сеном, и современной революцион­ной демократией стран Азии и Африки весьма существен­ны. Как известно, В. И. Ленин характеризовал русских революционных демократов как предшественников рус-' ской социал-демократии. Он писал: «В течение около по­лувека, примерно с 40-х и до 90-х' годов прошлого века, передовая мысль в России, под гнетом невиданно дико­го и реакционного царизма, жадно искала правильной революционной теории, следя с удивительным усердием и тщательностью за всяким и каждым «последним сло­вом» Европы.и Америки в этой области. Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Рос­сия поистине выстрадала полувековой историей неслы­ханных мук и жертв, невиданного революционного ге­роизма, невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочаровании, про­верки, сопоставления опыта Европы», В выработке такой революционной теории выдающаяся роль принадле­жит русским революционным демократам.

Оглавление