революционно-демократические партии
Все чаще возникает вопрос: не повлечет ли это за собой замедление темпов партийного строительства и не приведет ли к тому, что партия в течение еще довольно длительного периода не будет осуществлять руководящей роли в общественной жизни страны? Видимо, выражая определенные опасения на этот счет, Не Вин вынужден был заявить, что «партия, которая должна стать политическим лидером народа, все еще, несмотря на четыре года своего существования, не готова к выполнению руководящей роли»31.
Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ) была основана в Сирии в 1953 году в результате слияния двух партий: Арабского возрождения и Социалистической. Начало деятельности партии ПАСВ приходится на 40-е годы, когда освободительная борьба сирийского народа за национальную независимость достигла особого накала. Ядро партии составила группа молодых представителей интеллигенции, разочарованных политикой старшего поколения арабских националистических лидеров, их открыто прозападной позицией. Появление этой партии, по словам английского специалиста по арабским проблемам Э. Чайлдерса, явилось отражением «крайнего нетерпения, которое испытывало новое поколение арабов в связи с отсутствием единства в арабском мире, продолжающимся западным господством, коррупцией и консерватизмом династических и капиталистических режимов, союзных с западными державами или подчиненных им».
История ПАСВ — это история непрекращающейся борьбы правых и левых групп внутри партии, это постепенный отход от позиций злобного антикоммунизма33, это эволюция партийной идеологии, или, точнее, переход от голого прагматизма к стремлению теоретически осмыслить сложные проблемы развития страны, это, наконец, осуществление прогрессивных социально-экономических преобразований в Сирии. Один из исследователей истории ПАСВ — Абу Джабер указывает на опасность, которую таил в себе отказ Афляка от всякой теории, что, по его мнению, было вызвано тем, что эта партия не имела значительных мыслителей и поэтому должна была больше полагаться на прагматический подход к своим проблемам.
Идеологическая путаница старых баасистских деятелей вроде Афляка, Битара и др., для которых социализм — всего лишь возрождение арабского национализма и арабской нации, их неспособность понять новые проблемы, возникшие уже в ходе независимого развития Сирии, а тем более выдвинуть конструктивную программу разрешения этих проблем привели к тому, что они оказались в положении политических банкротов и вынуждены были сойти с арены активной политической деятельности. Анализируя лозунг ПАСВ, «Единство, свобода, социализм», Абу Джабер пишет, что «идеология ПАСВ полностью ставит националистические цели над социалистическими».
Новые партийные лидеры, пришедшие к власти в марте 1963 года, столкнулись с новой обстановкой, которая настоятельно требовала пересмотра старых баасистских догм и более широкого взгляда на перспективы развития национально-демократической революции. Осуществление прогрессивных социально-экономических преобразований, на путь которых они вступили, не может быть успешным, если партия в своей деятельности не будет иметь более четко выраженной идеологической основы.
Новые лидеры начинают понимать, что для правящей партии недостаточно обладать лишь сильной организационной структурой37, но необходимо вооружить народ ясной программой социального переустройства общества, чтобы он сам участвовал в выработке политики, а не сводить его роль только к формальному одобрению готовых решений, принятых узкой группой руководителей, ибо народ, не участвующий в выработке политики, остается равнодушным к ней.