революционно-демократические партии

Все чаще возникает вопрос: не повлечет ли это за со­бой замедление темпов партийного строительства и не приведет ли к тому, что партия в течение еще довольно длительного периода не будет осуществлять руководящей роли в общественной жизни страны? Видимо, выражая определенные опасения на этот счет, Не Вин вынужден был заявить, что «партия, которая должна стать полити­ческим лидером народа, все еще, несмотря на четыре года своего существования, не готова к выполнению ру­ководящей роли»31.

Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ) была основана в Сирии в 1953 году в результа­те слияния двух партий: Арабского возрождения и Со­циалистической. Начало деятельности партии ПАСВ приходится на 40-е годы, когда освободительная борь­ба сирийского народа за национальную независимость достигла особого накала. Ядро партии составила груп­па молодых представителей интеллигенции, разочаро­ванных политикой старшего поколения арабских нацио­налистических лидеров, их открыто прозападной пози­цией. Появление этой партии, по словам английского специалиста по арабским проблемам Э. Чайлдерса, яви­лось отражением «крайнего нетерпения, которое испыты­вало новое поколение арабов в связи с отсутствием единства в арабском мире, продолжающимся западным господством, коррупцией и консерватизмом династиче­ских и капиталистических режимов, союзных с западны­ми державами или подчиненных им».

История ПАСВ — это история непрекращающейся борьбы правых и левых групп внутри партии, это посте­пенный отход от позиций злобного антикоммунизма33, это эволюция партийной идеологии, или, точнее, переход от голого прагматизма к стремлению теоретически ос­мыслить сложные проблемы развития страны, это, нако­нец, осуществление прогрессивных социально-экономиче­ских преобразований в Сирии. Один из исследователей истории ПАСВ — Абу Джабер указывает на опасность, которую таил в себе отказ Афляка от всякой теории, что, по его мнению, было вызвано тем, что эта партия не имела значительных мыслителей и поэтому должна была больше полагаться на прагматический подход к своим проблемам.

Идеологическая путаница старых баасистских деяте­лей вроде Афляка, Битара и др., для которых социа­лизм — всего лишь возрождение арабского национализ­ма и арабской нации, их неспособность понять новые проблемы, возникшие уже в ходе независимого развития Сирии, а тем более выдвинуть конструктивную програм­му разрешения этих проблем привели к тому, что они оказались в положении политических банкротов и вы­нуждены были сойти с арены активной политической деятельности. Анализируя лозунг ПАСВ, «Единство, сво­бода, социализм», Абу Джабер пишет, что «идеология ПАСВ полностью ставит националистические цели над социалистическими».

Новые партийные лидеры, пришедшие к власти в марте 1963 года, столкнулись с новой обстановкой, ко­торая настоятельно требовала пересмотра старых баасистских догм и более широкого взгляда на перспек­тивы развития национально-демократической революции. Осуществление прогрессивных социально-экономических преобразований, на путь которых они вступили, не мо­жет быть успешным, если партия в своей деятельности не будет иметь более четко выраженной идеологической основы.

Новые лидеры начинают понимать, что для правящей партии недостаточно обладать лишь сильной организа­ционной структурой37, но необходимо вооружить народ ясной программой социального переустройства общества, чтобы он сам участвовал в выработке политики, а не сводить его роль только к формальному одобрению го­товых решений, принятых узкой группой руководителей, ибо народ, не участвующий в выработке политики, ос­тается равнодушным к ней.

Оглавление