революционно-демократические партии

Для нынешнего руководства ПАСВ в Сирии характерен более реалистический подход к вопросу о единстве всех прогрессивных и демократи­ческих сил, признание существования классов и классо­вой борьбы в обществе, стремление вывести страну на путь социального прогресса.

Вот почему правящие национально-демократические партии, и в частности ПАСВ, так много внимания уде­ляют идеологической работе, выработке идеологической платформы, которая объединяла бы вокруг партии все прогрессивные силы нации в процессе строительства но­вого общества.

Ряд общих черт присущ таким массовым революци­онно-демократическим партиям, как Демократическая партия Гвинеи, возникшая в 1947 году, Африканский на­циональный союз Танганьики (ТАНУ), созданный в 1954 году, и др. Эти партии создавались не по классово­му признаку, а по типу национально-демократического фронта. Вот как определяет характер ТАНУ ее предсе­датель Джулиус Ньерере: «Европейские и американские партии возникали как следствие существующего социаль­но-экономического разделения, причем вторая партия создавалась в знак протеста против монополизации по­литической власти в руках какой-либо аристократической или капиталистической группы. Наши партии образова­лись иначе. Они были созданы не в качестве оппозиции правящей партии нашего собственного народа, они воз­никали в виде оппозиции иностранцам, которые прави­ли нами. Поэтому они не были политическими партиями, то есть фракциями, а представляли националистическое движение. И с самого начала они выражали интересы и устремления всей нации».

В настоящее время в некоторых из этих партий (вви­ду того что процесс социальной дифференциации в Аф­рике становится все более заметным) предпринимаются усилия для перестройки их в авангардные партии. В Гви­нее, например, в ходе осуществления ноябрьских реформ 1964 года численность Демократической партии была существенно сокращена, что привело к улучшению ее качественного состава и повышению организованности.

Для характеристики деятельности революционно-де­мократических партий, их идеологической платформы и политической линии нередко используется термин «рево­люционная демократия». При этом некоторые авторы считают даже, что современная революционная демокра­тия не есть что-то новое, а является, по существу, про­должением революционно-демократических традиций в мировом освободительном движении. Так, например, К. Брутенц пишет: «Как общественное явление, как про­грессивная сила национально-освободительного движе­ния революционная демократия не является чем-то со­вершенно новым, до ныне неизвестным. Напротив, у нее есть своя история». И далее: «Нынешние революционные демократы во многом сходятся со своими, условно гово­ря, предшественниками, которые привлекли внимание В. И. Ленина» 39. Правда, автор признает, что между ны­нешней революционной демократией и ее предшественни­ками существует «огромное, можно сказать, принципи­альное различие», но, к сожалению, не показывает, в чем состоит это различие.

В связи с этим возникает вопрос: насколько право­мерна такая историческая аналогия? Дело, разумеется, не в термине, хотя и он нуждается, очевидно, в уточне­нии. Речь идет о существе самого явления, а следова­тельно, о правильной его оценке.

Для сравнения обычно ссылаются на политическую деятельность Сунь Ят-сена, в котором В. И. Ленин видел типичного представителя революционной демократии. Такая историческая параллель понятна, ибо и эпоха Сунь Ят-сена ближе к нашим дням, и условия во мно­гом схожи. В. И. Ленин действительно называл Сунь Ят-сена революционным демократом. Но при этом он не за­бывал добавлять, что речь идет о «революционной бур­жуазной демократии», ибо «суть

Оглавление