ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИИ

Однако в тезисах М. Роя и после их довольно осно­вательной критики в комиссии конгресса сохранилась неверная мысль о том, что и на первых порах руководст­во революцией в колониях не должно находиться в руках буржуазных демократов. Девятый тезис Роя гласит: «В первой стадии своего развития революция в колониях должна проводиться по программе с чисто мелкобуржу­азными реформистскими пунктами, как-то: раздел земли и т. д. Но из этого не следует, чтобы руководство рево­люцией в колониях находилось в руках буржуазных де­мократов».

В материалах II конгресса наряду с правильным ос­вещением вопроса об отношении коммунистов к револю­ционным националистическим элементам можно встре­тить и такое, например, утверждение: «Вообще же вся­кое проявление борьбы за национальное освобождение, будь то даже бунт или восстание, инициатором которого являются буржуазно-демократические группы, тем са­мым уже не революционно» 12. И хотя это мнение ни в какой мере не отражает духа конгресса, именно его под­хватывают буржуазные «исследователи» и на нем стро­ят свои концепции.

Современные буржуазные критики Коминтерна изоб­ражают дело так, будто В. И. Ленина Восток интересо­вал лишь в той мере, в какой национально-освободитель­ное движение могло защитить революцию в России, по­скольку после 1917 года он якобы разочаровался в ре­волюционном движении на Западе, на который возлагал главные надежды. Рассматривая под этим углом зрения дискуссию на II конгрессе Коминтерна по национально-колониальному вопросу, один из таких критиков утверж­дает, что «различие между Лениным и Роем было раз­личием между русским марксистом, озабоченным проб­лемой защиты большевистской России и поисками путей к победе международного пролетариата, и азиатским марксистом, уверовавшим в коммунистическую победу в Азии» 13.

Спор между В. И. Лениным и Роем носил не нацио­нальный (тем более, что, строго говоря, последний не представлял национально-освободительное движение), а глубоко принципиальный, классовый характер и отражал борьбу между творческим марксизмом и левым доктри­нерством. Как резонно заметил один из участников дис­куссии на II конгрессе Коминтерна, «необходимость сов­местной работы с революционными националистически­ми элементами само собой ясна, и мы делаем только по­ловину работы, когда игнорируем это движение и разыг­рываем из себя доктринеров-марксистов».

Недооценка революционных возможностей буржуаз­ных и мелкобуржуазных элементов породила извест­ное пренебрежение национальным моментом в освободи­тельном движении угнетенных народов. Могло создаться впечатление, будто для марксистов национальные тре­бования, национальные чувства не имеют такого боль­шого значения, как требования социального характера. Это приводило в ряде случаев к изоляции наиболее по­следовательных революционеров от других прогрессив­ных национально-патриотических сил.

Так, видный алжирский коммунист Башир Хадж Али отмечал, что «недооценка национального вопроса имела место также в некоторых братских партиях колониаль­ных стран, которые нередко, особенно в начале своей деятельности... забывали, что, преследуя общую цель — построение социализма, марксистско-ленинские партии могут иметь различные точки зрения на осуществление того или иного лозунга, придерживаться иной ориента­ции в соответствии с их национальной действительно­стью.

Оглавление